Эссе «Я и моя профессия»
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Конфуций.
Современные дети не так часто имеют возможность близкого знакомства с природой. А для меня крайне важно показать хрупкость и красоту первого цветка, помочь испытать восторг при созерцании капельки росы на листке, восхищение волшебным миром растений и животных, птиц и насекомых – ведь только так можно воспитать чуткость и доброту маленького человека.
Но даже лучшие фильмы и фотографии, замечательные картины художников не могут дать полное представление о природе, ведь малышу важно воспринимать их с помощью всех органов чувств: вдыхать запах свежей травы, слышать пение птиц и шум дождя, гладить вновь распустившееся листочки деревьев. Как все многообразие природы, красоты, ощущений, чувств подарить каждому ребенку индивидуально? Я очень постараюсь сделать все возможное для этого многообразием доступных мне способов – через наблюдение, экспериментирование, игры, прогулки, художественное творчество, театр, музыку и еще, обязательно, через чтение книг.
Мне понравилось сравнение одного из коллег, известного учителя словесности Сергея Волкова «Образно говоря, я представляю себе педагога, как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс».
Я прихожу в группу к детям, как и учитель в школу, и именно от моих знаний и умений, от моего настроения, которое я сегодня приношу детям, зависит, может быть, целый мир каждого ребенка в группе.
Есть множество вещей, которые усложняют работу воспитателя. Проблемы быта, семья, взаимоотношения в коллективе, страх не справиться, большая ответственность и многое другое. В начале профессиональной деятельности все это меня погружало в отчаяние, заставляло терять веру в свои силы… И, только дети, мои маленькие солнышки, помогали и продолжают помогают мне в том, чтобы не опустились руки, чтобы черпать вдохновение, чтобы открывать новое и верить в лучшее.
По данным статистики, ответ на вопрос «каким должен быть хороший педагог?» - он должен быть страстно увлечен своим делом. Дети хорошо чувствуют это. Хороший педагог – не тот, кто знает все ответы, но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Истина - это увлекательный процесс поиска, который никогда не закончится, и тем больше он влекущий, интригующий! И детей очаровывает это желание узнать.
Я считаю, что нельзя лишать детей необходимой работы познания – возможности размышлять, сомневаться, пробовать. Невероятно трудно признать свои сомнения, нужна отвага, чтобы попросить о помощи. Чтобы справиться с ситуацией, я, как педагог, учусь преодолевать в себе желание всегда быть повелителем, находиться в центре, уметь находиться не «над», а рядом с ребенком. Для меня это дает возможность сотрудничать с детьми, оставляя им пространство для самостоятельных действий.
Мы сняли с чёртика одёжки,
Копыта сняли, хвост и рожки,
И увидали, что чертёнок –
Наш обожаемый ребёнок!
(«Чёртик» Юнна Мориц)
Опасно педагогу перестать развиваться. Лекарство тут одно – развивать умение наблюдать за собой и за другими, заглядывать в себя, описывать свои чувства. И оставаться открытым с детьми. Тогда причины своих трудностей воспитатель найдет не в других, а в себе самом.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Конфуций
Трудности встречаются у каждого ребенка, связаны с особенностями его личности, чертами характера, обстановкой в семье. Когда педагог не замечает, игнорирует эти особенности, они вырастают в настоящую проблему. По моему мнению, одно из главных качеств – умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать ним в диалог, понимать его потребности (которые он сам не всегда осознает) и выбирать для работы с ним адекватные средства.
Но сказками-побасками,
Книжками-раскрасками,
Длинными былинами,
Шутками-малютками,
Сладкими загадками
Он делится с детишками,
С девчонками, с мальчишками!
(«Дом гнома, гном - дома!» Юнна Мориц)
Понимая, насколько различны способности учеников, мудрые наставники позволяют им идти к знаниям своим путем … и иногда на нем заблуждаться – ведь опыт ошибок иногда ценнее успехов. Иначе как ребенок обретет способность самостоятельно мыслить?
Гораздо важнее конкретной оценки могут быть те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении в группе или самостоятельно. Поэтому хороший педагог не тот, кто не допускает ошибок, но кто ценит продвижение вперед своего ученика…
А в заключении, я приведу замечательные слова Симона Львовича Соловейчика, яркого писателя и удивительного учителя, создателя новой свободной педагогики:
«Он артист – но его слушатели не аплодируют ему. Он скульптор - но его работ никто не видит. Он врач – но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем- то не хотят лечиться. Он отец и мать – но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают …, а ему надо оставить все это у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой». И только принимая нашу любовь, дети получают свободу быть такими, какими они могут быть, а так же способность помогать другим быть лучше. Благодаря любви мы вручаем нашим детям самый ценный дар – умение поддерживать веру в себя и вырасти настоящим Человеком!
Для меня увлечение своей любимой работой – наиважнейшее качество в жизни, к которому я пришла не сразу, а через сомнения, ошибки, поиски своего предназначения, своего «я» - это ценный жизненный опыт, благодаря которому я точно знаю, что педагог – вот мое настоящее призвание. Я считаю, что выбор моей профессии неслучаен, мое сердце принадлежит детям!
Мои педагогические правила:
1.Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
2.Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
3.Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, а в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.?
Конфуций.
4.Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
Таблетки, микстура и теплое слово
Компресс, полоскание и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово,
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова – не лечат больного!
(Юнна Мориц).
Новосибирск- 2019